Из истории Якутии

К

К. Д. Уткин

 

МАСТЕРА ХОМУСА - НОСИТЕЛИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТОВ

 

1994

 

По автору - кузнец в якутской мифологии - человек благословенный Верховным Божеством. А творец «певучего» хомуса - кузнец, обладающий наивысшим мастерством, т.к. наряду с кузнечный умением он должен обладать и безупречным музыкальным даром. Здесь рассматривается путь развития национального музыкального инструмента с глубокой древности до наших дней.

Предназначена изучающим традиционную культуру.

 

Якутский хомус в исторической памяти народа.

Металлургия Якутии и ее генетическая связь с южными центрами.

Кузнечное производство - потомственное ремесло якутов.

Мастера хомусных изделий - носители металлургической культуры якутов.

Пути совершенствования технологических качеств хомусного производства.

 

В памятниках археологических культур Якутии, Забайкалья и Предбайкалья не обнаружен ни один эксземпляр якутских хомусов. Не выявлены в архивах и документальные источники, прямо или косвенно подтверждающие наличие у древних якутов губного металлического инструмента. Но все же история не обделила нас. В ИЯЛИ ЯНЦ СО РАН собран колоссальный фонд эпических сказаний - олонхо. О величии памятников устного народного творчества восторженно отзываются исследователи Сибири, эпосоведы мира. В историческом фольклоре и эпическом наследии заложена всеохватная память народа.

В последнее время к древнейшему музыкальному инструменту — варгану проявили интерес не только музыковеды, исполнители и пропагандисты народной музыки, но и специалисты других отраслей знаний, в том числе металловеды и химики. Первая Всесоюзная конференция варганной музыки 1988 года поставила ряд проблем в области совершенствования технологических качеств инструментов, а также в сторону улучшения музыкальных возможностей. Впервые исследованы металлографические структуры и акустические характеристики современных хомусов. Проделан опыт типологических параллелей сибирских варганов. Все это задает тон для дальнейших исследований и поисков специалистов разных направлений.

В комплексе общих проблем варгановедения стоит вопрос об исторической и технологической реконструкции исчезающих инструментов. На прошлой конференции в той или иной степени эту проблему затронули представители разных республик и зарубежных стран. Среди них Р.А.Загредтинов (Башкирия), И.В.Тынурист (Эстония), А.П.Решетникова (Якутия), Ю.И.Шейкин (Новосибирск), Г.Г.Алексеева (Якутия), П.М.Борисов (Якутия), В.Ю.Сузукей (Тува), Ю.И.Васильев (Якутия). Но у каждого была своя самостоятельная тема. Поэтому, специально и углубленно остановиться на историко-технологических вопросах, не могли. Мне бы хотелось, хотя бы частично, восполнить этот пробел.

Итак, сначала об исторической памяти народа в отношении хомуса и вообще древней металлургической культуры. Предки нынешних якутов - курыкане в прибайкальских степях продолжали металлургические традиции своих предшественников, добивались высоких качеств получения чистого металла. Содержание ковкого и прочного железа и сыродутной крицы доходило до 99,43 процента1.

На формирование железоделательной культуры якутов мощное влияние оказали металлургические центры саяно-алтайского нагорья и Забайкальского бассейна. Древние истоки якутской культуры по мнению А.И.Гоголева «складывались на Алтае во второй половине 1 тыс. до н.э.»2. Как раз в это время, в IV-II вв. до н.э. преобладающим металлом в Хакасско-Минусинской котловине становится железо3. На востоке появление железного века Забайкалья определяется Н.Н.Диковым IV-III вв. до н.э..4 Чуть немного позже, в конце I тыс. до н.э. племена Якутии перешли к обработке металла5. Таким образом, Прибайкалье оказалось в центре развитой металлургии, охватившей огромную территорию южносибирского и среднеленского бассейнов. Прибайкальская и приангарская культу­ры, где в IV-X вв. н. э. расцветала «курумчинская культура» принадлежала курыканам. Курыканскую культуру основательно исследовал академик А.П.Окладников. Капитально изучив хозяйственную, общественную их деятельность, материальную культуру и социальный строй, а также традиционное верование, искусство, он писал: «Страна курыканов вовсе не была захолустьем своего времени: культурный пульс ее бился в унисон с культурной жизнью других ее тюркских соседей, это был форпост передовой для той эпохи в Сибири культуры»6.

Все это дает нам основание говорить о том, что якутская металлургия свои исторические корни берет из недр предшествующих культур, в частности, бронзового и раннего железного веков Прибайкалья, Алтая и Забайкалья.

Теперь вернемся к эпическому творчеству якутского народа. По типологии эпических памятников якутское олонхо считается одним их самых древних и относится к первой стадиальной группе: героико-архаическому типу. Отличительной его чертой является мифологическая основа сюжетопостроения и общей образной структуры. По существу в нем преобладает мироощущение и мировосприятие «первобытного мышления»7. Мифология составляет художественный арсенал эпических сказаний. «Изображение борьбы героев против богатырей абаасы дается в сказочно-мифологическом плане», — писал исследователь олонхо И.В.Пухов8. Время зарождения якутского эпоса, видимо, связано с культурой и мировоззрением древних племен бронзового и раннего железного века. Исследователи северокавказского архаического эпоса «Нарты» В.И.Абаев, Д.П.Семенова и Е.И.Крупнова утверждают: «Основное ядро главных сказаний нартского эпоса, отчетливо отражающих сущность своей эпохи... было создано в ранний период железного века»9.

Типологическую аналогию этому высказыванию я вижу и в определении стадиального возраста генезиса якутского олонхо. Также нет причин для передвижения верхней границы до ХШ-ХIV вв., как делал исследователь И.В.Пухов. Хотя и он допускал «значительно раннее время» сложения эпоса10. По мнению зпосоведов индийский «Махабхарата» вышел из глубин веков до нашей эры11. По обилию мифологических мотивов якутское олонхо по праву должно стоять в одном ряду с самыми архаическими эпосами народов мира.

Якутское металлургическое и кузнечное дело воспеты якутскими олонхосутами особенно вдохновенно. Все действующие лица: богатыри айыы и абаасы связаны с волшебным искусством мифических кузнецов. Последние обслуживают обитателей всех трех миров. Но больше покровительствуют людям серединной земли. Ведь сами тоже имеют божественное происхождение. Кытай Бахсыылай в мифологической иерархии считается третьим сыном Юрюнг Айыы Тойона. Является духом — создателем великих кузнецов и шаманов (Улуу Уус уонна Улуу Ойуун терде)12. Юрюнг Айыы Тойон поселил Кытай Бахсыылая на границе среднего и нижнего миров13. Наделил его колдовскими силами и волшебным искусством.

Якутское слово «Кытай» («Кыдай» или «Кулай»), соответствующий общетюркскрму слову «Худай» («Кудай») означает «бог» или «божество»14. В олонхо «Неспотыкающийся Мюлджю Сильный» несчастный урод-недоносок, пролежав в навозной куче тридцать лет, наконец, по определению верховных божеств проходит закалку на горячем горне и огненном море у небесного кузнеца Суодая Черного, в результате чего становится сильным и непобедимым защитником своего народа15. Сказители олонхо мифического кузнеца именуют по разному, а суть и содержание культурного героя - одинаковы.

 

«Владыки айыы поселили там

Великого кузнеца

По имени Куэттээни

Чтобы он ковал, мастерил

Тридцати пяти племенам

Боевое оружие, ратный доспех

Копья, секиры, мечи

С закаленным стальным лезвием;

Чтобы он кольчуги вязал,

Чтобы он доспехи ковал,

Чтобы стрелы крылатые мастерил,

Чтобы колчаны набил».16

 

Этот исполинский мастер плавит железо день и ночь непрестанно. «Окалина трещит, шипит, во все стороны жарко летит».17 «Сталь о сталь неустанно гремит18. От нагара и дыма мифического металлурга за три дня верховой езды солнца белого не видать, за шесть дней верховой езды вся земля окутана мглой, за девять дней пути грохот слышен, скережет и звон».19 Вот этот кузнец-чародей топоры и ножи выковывает «из сплава тридцати металлов».20 Защитнику Среднего мира Нюргун Боотуру изготовляет «несокрушимый трехслойный щит», «четырехслойную кольчугу — броню».

Создателям героических сказаний хорошо известны металлы, используемые в общественной и хозяйственной жизни древних якутов. Для богатырей олонхо знаменитые кузнецы выковали и выстроили «тридцатихоромный серебряный дом под кровлею золотой» в виде коновязей «поставили три восьмигранных медных столба».21 Металлургические термины якутских олонхо изучил Н.К.Антонов.22 Детально разобрал словарную лексику эпической поэзии, непосредственно связанной с производством и обработкой металла, с самоназваниями металлических изделий хозяйственного назначения и военного снаряжения. И сделал следующее заключение: «Возникновение якутских металлургических терминов, а следовательно, и самой якутской металлургии, относится к древнейшим временам».23

Мастера кузнечного дела еще в эпическое время изготовляли богатый набор бытовых изделий, различных украшений. Женщины олонхо украшены драгоценными металлами:

 

«Были ей к лицу, говорят,

Подвески узорного серебра,

Цепочки на шейном кольце.

Тонкие илин-кэлин кэбисэр

Переливались, ярко блестя...».24

 

В олонхо «Могучий Джагарыма» конские поводья у героя выделаны «из чистого литого серебра».25 В эпических поэмах встречаются эпитеты и целые выражения: «золотые горы», «серебряные доспехи», «золотые звездочки», «медные коновязи», «золотой стол», «зазвякало серебром золотое убранство», «сребогрудый жаворонок мой, медногрудый птенчик мой» и т.д.26 Эпические кузнецы овладевали универсальными приемами обработки металла: ковкой, литьем, сваркой, воронением.

Следовательно, якутская народность к приходу на Лену русских имела за собой глубокий исторический опыт обработки металла.

В эпическом творчестве якутского народа почти не встречается какое-либо упоминание о хомусе. Только в одном месте сказитель мимоходом употребляет: «Толстые жилы его зазвенели, словно хомус».27 Выше мы писали о развитой металлургии у курыкан - предков якутов. Среди ассортиментов металлических изделий есть хобо-колокольчик, бубенчик. Видимо, они входили в комплекс шаманского костюма и его непременного атрибута — большого бубна.28

О том, что у якутов в древности были свои музыкальные инструменты пишут и говорят ряд исследователей. Они есть в работах первого композитора Якутии М.Н.Жиркова, тюрколога Н.К.Антонова, экспериментаторов народной музыки П.П.Семенова, П.М.Борисова. Заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР М.Н.Жирков выдвинул три типа инструментов: ударные, духовые и струнно-щипковые. Со всеми разновидностями он посчитал около двадцати разновидностей якутских народных музыкальных инструментов.29 П.П.Семенов более 20 лет назад написал статью «Древнеякутские музыкальные инструменты» в журнале «Хотугу сулус» («Полярная звезда», N 2, 1970). В ней он отметил три разновидности древней музыки: ритуальный, кастовый и развлекательный. В разделе «Языковые инструменты» он подчеркивает: «"Хомус - распространенный музыкальный инструмент у тюркских народов. У многих они сохранились до нас. И название у них одинаковое, только у каждого народа звучит по разному. Например, кобуз - по туркменски, купос - по чувашски, кубыз - по татарски, башкирски и т.д. Исследованием общетюркского происхождения хомусных типов варгана долгое время занимается кандидат филологических наук, зачинатель «Музея варгана - хомуса народов мира» И.Е.Алексеев. Они есть и в работах музыковедов: Э.Е.Алексеева, Г.Г.Алексеевой. И.Е.Алексеев показал газетную вырезку, где была коротенькая, но ценная информация о том, что археологи в комплексе древних погребений на территории нынешней Монголии обнаружили музыкальный инструмент типа «хомус», возраст которого, примерно, 2 тыс. лет. Вот это и есть, по-настоящему, эпическое время. Зная типологическое родство материальной, духовной культуры тюрко-монгольских племен, мы можем предположить о том, что и у племен саяно-алтайской языковой группы могли быть такие губные металлические инструменты, как у соседних тангутов. В этом плане предки якутов не могли быть особым исключением. Тем более, носители «курумчинской культуры» стояли на высоком уровне, получали фактически чистое химическое железо. Для них изготовление губного варгана-хомуса с технологической стороны не представляла никакой трудности. Как отмечают исследователи, «в ХШ-ХIV веках в Монголии в домашних условиях производились различные музыкальные инструменты».30 То же самое видимо, делалось и у других тюркоязычных соседей, только пока оно не фиксировано. Наконец, общетюркская основа слова «хомус» бесспорно подтверждает глубокую древность происхождения этого инструмента. Может быть у него ничуть не меньший возраст, чем у тангутского губного инструмента.

Теперь стоит вопрос, а сохранили ли якуты на Севере традиционную культуру железоделательного производства своих предков. На это исследователи дали однозначный утвердительный ответ. А.И.Гоголев появление скотоводческой культуры на средленском бассейне, называемый им «кулунатахской культурой», связанной с тюркоязычным населением, определяет ХIV-ХV вв.31

Окончательное сложение якутской народности — ХV-ХVI вв.32 В свое время академик А.П.Окладников писал: «Начальное продвижение на Север древнейшей волны тюркского происхождения, наблюдаемой в культуре якутов относится к IХ-Х вв.»33 Его мнение совпадает с миграционной теорией заселения Якутии тюркояэычными племенами Г.В.Ксенофонтова. Он допускает очень раннюю колонизацию Вилюя объякученными оленеводами, а более позднюю якутами-скотоводами. «Прибайкальские якуты в два-три приема с интервалом 150-200 лет в полном составе переселились на Лену, на территорию современного Якутского округа. Окончательный приход якутов из Предбайкалья совершился несколькими десятилетиями раньше выступления на историческую арену знаменитого Чингиз-Хана, т.е. до начала XIII в.34

Археологами изучено появление железа на Средней Лене в начале нашей эры, а затем стоянка раннего железного века была найдена на Мухтуе (VI-VIII вв. н.э.) Это время как раз совпадает с расцветом курыканской культуры на Прибайкалье.35 На Ленском бассейне вплоть до его нижней границы железо не только обрабатывается, но и выплавляется из местных железных руд.36

Археолог И.В.Константинов, исследуя «Культуру малых домов», датируемой ХV-ХVI вв., нашел довольно большие куски железного шлака, следы местной металлургии.37

В захоронениях культуры кыргыс — этехов ХVI-ХVII вв. прослеживается монолитная культура якутов, сохранивших весь образ жизни и особенности культуры, унаследованной от прибайкальских предков.

Традиционное кузнечное ремесло у якутов, помимо археологических раскопок, получает и фольклорное подтверждение. Первые оленеводы-якуты, появившиеся в начале I тысячелетия н.э., были представителями железного века. Их время занимает почти тысячелетний период.38 В героическом эпосе северных якутов сложился тип героя-кузнеца Сааппа Хосуун. Другим легендарным кузнецом той эпохи признается Дэлгэр Уус. Они изготовляли боевые оружия: железные наконечники, пальмы, и даже брони.39

Во времена массового переселения якутов на Среднюю Лену в составе людей Омогой Баая был и кузнец Куп-Букээтэп.40

Легендарный Эллэй Боотур помимо того, что он был белым шаманом, был и мастером кузнечного ремесла. Построил плавильную печь, выплавил железо. Из него сделал молотки, клещи, топоры, и даже горбушу. Как гласит исторический фольклор, искусным ремеслом занимались Уэкэстээн Кузнец, сын Элляя; Тохобор Кузнец, Таркаайы Кузнец, Мычаах Кузнец и др.42

Что касается XVII века, то исследователями обнаружены масса письменных источников, где в обилии подтверждается массовое производство железных изделий. В.Н.Иванов специально изучал состояние ремесленного производства Якутии в XVII веке. О кузнечном деле якутов писал следующие строки: «В XVII в. из железа якуты изготовляли следующие разновидности орудий труда и предметов вооружения: косу-горбушу, пальму или батыю, пешню, топор, куйах-броню, копья, наконечники стрел, котлы, пилу. Кроме того, материалом из железа якутские кузнецы обкладывали различные бытовые предметы и вещи».43

Среди этих изделий коса-горбуша, пальма, пешня, топор, куйах, наконечники стрел, ножи проходили особую термическую обработку, закаливались по разному, согласно своим функциональным назначениям. Кузнечное дело основывалось на эксплуатации местных месторождений железа. В основном имело, производственное назначение и носило товарный характер. Об обособлении кузнечного ремесла от других видов сельскохозяйственного производства к приходу русских подчеркивали: В.Л.Серошевский, Р.К.Маак, С.А.Токарев, В.Н.Иванов и другие исследователи.

В XVIII веке идет специализация кузнецов. Одни - по железу, другие - по меди и серебру. «Якуты, по Лене живущие, все кузнецы. Каждый в своей юрте имеет горн и наковальню», - писал В.Н.Татищев.44 Е.Д.Стрелов при раскопках якутских женских погребений XVIII века обнаружил богатый набор украшений, в том числе: оловянные бляшки, медные трубочки, оловянные серьги, бронзовую пряжку женского пояса, медную игольницу, двойное медное кольцо для привязывания кошелька, ножа и игольницы.45

В XIX в. по расчету В.Л.Серошевского в употреблении 40 тысяч семейств находилось около 7 тысяч пудов железных изделий, а вместо с серебряными и медными изделиями они составляли около 10 тысяч пудов.46 Весь комплекс металлических изделий богатого семейства состоял из более 30-ти железных предметов. Тут не включаются изделия - украшения из меди, серебра, олова, свинца. Для нас представляет интерес тот факт, что впервые в исторической литературе назван якутский хомус с указанием товарной цены - 3 рубля.47 Интересно заметить, что самые необходимые для хозяйства предметы, например, топор стоил 1 руб. 50 коп., пила - 1 руб., огниво - 60 коп., коса - 4 рубля.48 Видимо, хомус в два раза дороже ценился чем топор, и в три раза, чем пила. Кузнецы их делали на заказ. Иначе не могли устанавливать цены, кроме того не появились бы они в самом городе Якутске. В начале XIX в., по рассказам верхоянских якутов, приезжала к ним молодая шаманка Дьэрэлийэр, у которой к шелковым кушакам были привешены семь или восемь железных посеребренных хомусов в черных деревянных футлярах,49 ее можно считать первым известным нам сольным исполнителем на хомусе. Во время гастрольной поездки по Якутскому и Верхоянскому округам обучала этому инструменту молодых женщин. По сообщению газеты «Якутская окраина» за 1914-й год в клубе приказчиков города Якутска впервые выступил женский ансамбль хомусистов.50

Таким образом, якутский народ, оказавшись по воле обстоятельств на суровом Севере на огромных просторах Якутии, не забыл генетического родства с южносибирскими культурами, продолжал традиционные ремесла, в частности, железоделательное производство и обработку металла.

Кузнечное дело якутов считается потомственным ремеслом. В одном из вариантов эпических сказаний о кузнецах, говорится о том, что чем больше у кузнеца предков-кузнецов, тем он могущественнее.51 В легенде об Элляе, его сын Тосогор тоже был назван кузнецом.52 Обычно секреты металлургического и кузнечного производства передаются по наследству. Помимо технологических вопросов, связывающим звеном между ремесленниками разных поколений выступает их общая идеология - культ кузнеца. Любой кузнец должен твердо помнить: дар кузнечного ремесла они получили от родового первопредка, который в свою очередь получил его от всемогущего и благодетельного родоначальника всех кузнецов - Кыдай Бахсы. Потомок кузнеца через шамана должен принести в жертву скот черной масти своему мифическому божеству.53

У вилюйских металлургов существуют целые циклы преданий о сатинских и кэнтикских кузнецах. Сатинцы почитают Дорбоон Кузнеца, прибывшего из Средней Лены на Вилюй и обосновавшего на месте железоплавильное производство. Профессию металлурга унаследовал его сын Бытыкаа, от него Бэкэллэх Кузнец, дальше: Куука Кузнец, Чыамдайык Кузнец, Масар Кузнец, Ноноорко Кузнец, Сыраан Кузнец, Калина Кузнец. По боковым ветвям потомственных металлургов также идут профессиональные плавильщики и искусные кузнецы.54 Кэнтикских металлургов часто называют «Чап уустара» (Кузнецы Чап). До седьмого и девятого колена продолжался их род. Последний их представитель А.П.Мачахов при помощи кандидата исторических наук Н.Д.Архипова в с. Кэнтик Верхневилюйского района создает «Музей местной металлургии». Сатинские и кэнтикские мастера делали не только нарезные винтовки, топоры, ножи, но и красивые женские украшения. Их хомусами услаждали свой слух якуты всего вилюйского бассейна.

Знаменитый мастер современных хомусов И.Ф.Захаров - Кылыадьы Кузнец считается потомственным кузнецом, представляющим седьмое колено профессиональных ремесленников. Насколько он почитает дух своих предков можно судить по такому, на первый взгляд неказистому примеру. Из кузнечных принадлежностей от дедушки-кузнеца осталась у него плоская удлиненная железка с просверленными отверствиями разных размеров. По-якутски такое железка называется «чуолбан тимир». Если исходить из того, что любая кузнечная снасть имеет запрятанную во внутрь магическую, колдовскую силу, то эта плоская болванка, по поверью кузнецов, превосходит всех во много раз. С этих талисманом Иван Захаров не расстается никогда, даже во время поездок, командировок. По его глубокому убеждению, духи предков зорко следят за своим отпрыском, оберегают его от разных козней и превратностей судьбы. У него есть и другое поверье: предки-родоначальники заранее предначертали границу потомственной профессии. Он считает себя последним кузнецом, представляющим седьмое колено из рода Федора Тойбохоя.

В металлургическом производстве особенно сложным считается плавильный процесс. Только сам мастер может умело управлять ходом термической обработки сырья в плавильной печи. Опыт достигается чисто эмпирическим путем, долголетней практикой, изнурительной и трудоемкой работой. Самые тонкие производственные, технологические секреты отец-мастер передает в конце жизни своему наследнику-сыну плавильщику. Если нет прямого наследника или близкого способного родственника, то он умрет никому не сказавши секреты колдовского дела.

Вообще кузнечное дело в своей узкопрофессиональной среде почитается особо. Местные металлурги пользовались особым уважением. Их знали далеко за пределами своего улуса. Мастер-кузнец, посвятившей своему ремеслу весь свой талант, силу и энергию, пользовался не меньшим почетом, чем сам металлург. Их изделия помимо хозяйственных, производственных назначений, выполняли и другие функции.

Богатый ассортимент металлических изделий показывал социально-экономическое положение зажиточного хозяина. Кроме того, орудия охоты, труда и быта, выкованные в горне профессионального кузнеца всегда были предметами особой гордости. К особо почитаемым изделиям кузнечного ремесла, прежде всего, относились: пальмы, ножи, топоры, особенно нарезные и винтовые ружья. К ним относился и редкий музыкальный инструмент - хомус.

Современные якуты славят хомус выдающегося мастера С.И.Гоголева - Амынньыкы Кузнеца. Он всю свою сознательную жизнь посвятил своему любимому делу - делу изготовления «говорящих, поющих» хомусов. Их изготовил более двух тысяч. Почти такой же известностью пользуются хомусы и других мастеров: Н.П.Бурцева из Усть-Алдаиского района и известного мастера из Вилюйска - И.Ф-Захарова. Все они - представители старшего поколения, унаследовавшие традиционные приемы якутского кузнечества.

Через их ремесленный и художественный талант мы узнаем технический уровень последнего поколения металлургов, искусных мастеров-кузнецов. Их время - последняя четверть ХIХ-го, начало XX веков. Высокий класс технических достижений якутских кузнецов по овладеванию металлом мы видим в лучших образцах «говорящих хомусов». О них знаменитый наш поэт Алексей Кулаковский писал такие вещие слова:

 

"В тот день,

Когда пламя добрых богов

Сотворило подлунный мир,

В тот день

Это племя добрых богов

Сотворило в подарок нам

Голосистый, милый сердцу хомус

С дрожащим пружинистым язычком,

С железкой, звенящей вроде струны

На сто разнообразных ладов.»55

 

В создании певучего инструмента наравне с чародеем-кузнецом участвовали и верховные божества: «заклинали сотворенный хомус». Поэтому, сладко звучащие струны хомуса могут скрасить «долгие ночи», «погасить грусть-печаль», «развеять думы черные», вообше, имеют магическое свойство возвращать жизнь всем: "от лежания вялым, от бездействия захиревшим, от недоедания слабым».56 Этот инструмент создали божественные кузнецы, великие старцы, чтобы «звучным голосом и напевом эти игрища приукрасить, эти празднества сделать ярче, песни звонче, танцы живее, а сердце и души светлее».57

Современные мастера хомусных изделий за последние 10-15 лет достигли многого. Их вдохновляет тысячелетний опыт якутских металлургов, техническое мастерство потомственных ремесленников, и последнее - живой опыт великого мастера хомусных дел Семена Иннокентьевича Гоголева, получивший всеобщее признание не только в России, но и за рубежом. Хотя молодые мастера смело и свободно варьируют конструктивными, акустическими решениями, тем не менее, преобладающей тенденцией нынешних мастеров якутского кузнечества является глубокая их приверженность к традиционным приемам старых ремесленников. Они заметны как в решении оптимальных соотношений конструктивных частей хомуса, так и в неустанных поисках по совершенствованию звуковых характеристик. Еше М.Н.Жирков в послевоенные годы думал над проблемой усиления звука хомуса, а дальше - над созданием хомусов разной и точной высоты в пределах одной октавы. Он писал: «Якутский реконструированный хомус по своей оригинальности, по нежности звука, особенно, в ансамблевом и оркестровом исполнении, войдет в быт многих братских народов.»58

Мастера хомусного производства продолжают лучшие традиции технических достижений якутского кузнечного ремесла. Чем больше начинают углубленно заниматься обработкой металла, тем больше убеждаются в высоком мастерстве, универсальных возможностя металлургов - кузнецов давно ушедших времен. Наравне с техническими секретами, начинают усваивать еще и религиозные воззрения древних металлургов. По крайней мере, чувствуют природную заданность, особое свое назначение, если не божественное, то по крайней мере, их покровительство. Создатели «Свода памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» намерены включить в якутские темы благословительные заклинания духам - предкам со слов известного кузнеца, изготовителя хомуса И.Ф.Захарова. У него есть целая ремесленная школа, через которую проходят ученический период молодые мастера из разных улусов.

«Хомусный бум» мастеров и хомусистов Якутии, видимо, еще не достиг своего апогея. Над проблемой дальнейшего совершенствования технических, звуковых возможностей инструмента работают специалисты не только музыкального мира, но и других отраслей знаний, в частности: металловеды, инженеры-практики и химики. На помощь музыкальной, технической гордости якутского народа приходят компетентные, ведущие специалисты научных дисциплин. Начинается серьезное изучение истории технологии, металлографии и акустики инструмента. Сегодняшний уровень развития подсказывает новые направления изыскательской, исследовательской и импровизационной деятельности в сторону улучшения технологических и музыкальных возможностей хомуса.

Потомственные металлурги, профессиональные кузнецы очень тонко чувствовали свойство металла, осознанно управляли ходом термических процессов, умели закаливать и отпускать материал, манипулируя сложным составом, варили легированную сталь. Недаром еше в ХVII-м веке русские кузнецы оценили якутское железо «лучше немецкого». А в ХIХ-м веке Р.К.Маак - знаменитый сибирский исследователь - писал, что вилюйские якуты выплавляли полусталь. Задача современных мастеров хомусного дела состоит в том, чтобы выйти на технический уровень предшествующих поколений. Ибо они достигли значительного уровня в получении качественного металла. А дальше: вывести его еще дальше - до сегодняшних требований металловедов, музыкантов, импровизаторов и музыковедов.

При поисках конструктивных соотношений не нужно произвольно менять пропорциональное соотношение рабочих частей, участвующих в извлечении звука. За основу нужно брать классические каноны гоголевских хомусов. Они соответствуют традиционным параметрам якутских инструментов, прошли серьезное испытание временем, получили высокую оценку специалистов и знатоков варганной музыки. Хотя никто не может наложить вето на модификации конструкций современных хомусов, тем не менее, игнорирование исторически сложившимися формами и размерами, как мне кажется, дело не серьезное.

Необходимо совершенствовать звуковые и технические качества двух- и трехязычных хомусов. На сегодняшний день они по музыкально-акустическим характеристикам значительно отстают от однопластинчатых мелодичных хомусов.

Далее, вопрос о нотировании якутских хомусов. Прежде всего, их нужно решать технически. Очень сложная, тонкая проблема. Рассчитывать на одни возможности индивидуальных мастеров, видимо, нельзя. Речь идет о квалифицированной научно-технической, музыкально-специфической помощи им. Без соответствующих оборудований, широкого ассортимента инструментария, достичь желаемых результатов в этом плане будет трудно.

Нужно обратить внимание металловедов на углубленное, серьезное изучение технических и технологических вопросов изготовления якутских хомусов. К этому вплотную примыкают и проблемы патентирования их, оформление авторских прав.

Словом, такие размышления, можно продолжить и дальше. Главное не ограничиваться постановкой проблемы, а заниматься целеустремленно практическим претворением задуманных задач.

То, что сегодня выдающиеся импровизаторы игры на хомусе И.Е.Алексеев, С.С.Шишигин, П.П.Оготоев и другие признаны музыкальным миром, родным народом, говорит о многом. Прежде всего, о главной его первооснове - о высокой железной культуре тюркоязычного якутского народа. Они овладевали культурой металла, по всей вероятности не менее двух тысяч лет тому назад и успешно продолжали ремесленную традицию своих предков на Севере - по бассейнам сибирских рек: Лены и Вилюя. Только на «универсально говорящем», «певучем хомусе» можно создавать выразительный музыкальный образ или сочинять многочастную музыкальную тему, извлекая при этом богатую гамму чистых, красивых звуков на всех тембральных ладах.

 

 

СНОСКИ

 

1. Окладников А.П. Прошлое якутии до присоед. к русс. гос-ву. - Якутск, 1949. - С. 302

2 Гоголев А.И. Историческая этнография якутов, - Якутск., 1986. - С. 70.

3 Сунчугашев Я.И. Древняя металлургии Хакасии. - Новосибирск, 1979. - С168.

4 Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье. -Улан-Удэ, - 1976. - С. 313.

5 Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма. - Нов-к, 1980, - С. 136.

6 Константинов И.В. Ранний железный век Якутии. - Новосибирск, 1978. - С. 98.

7 Михайлов Т.М. Указ. соч. - С. 136.

8 Пухов И.В. Якутский героич. эпос олонхо. – М., 1962. - С. 218.

9 Нарты. Адыгейский героический эпос. М., - 1974. - С. 14.

10 Пухов И.В. Указ. соч. - С. 218.

11 Героический эпос народов СССР. М., - 1975. - С. 7.

12 Емельянов Н.В. Мифологические божества в олонхо. - В кн.: Мифология народов мира. - Якутск, 1980. - С. 12, 16.

13 Там же.

14. Михайлов Т.М. Указ. соч. - С. 181.

15 Пухов И.В. Указ. соч. - С. 297.

16 Нюргун Боотур Стремительный. - Якутск, 1975. - С 14.

17 Там же. - С. 67.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же. - С. 69.

21 Нюргун Боотур Стремительный. Олонхо. - Якутск, 1975. - С. 80.

22 Антонов Н.К. О якутских металлургических терминах. В журн.: Полярная звезда. N 6. - 1977. - С. 108-109

23 Там же. - С. 109.

24 Там же. - С. 108.

25 Кюннюк Урастыров. Могучий Джагарыма. Пер. А.Романова. – Якутск, 1983. – С. 96.

26 Там же. - С. 136; Строптивый Кулун Куллустуур. М., 1985. - С. 349; Нюргун Боотур Стремительный. - С. 65; Ядрихинский П. Дьырыбына Дьырылыатта. Якутск, 1981. - С. 68; Васильев С. Ус бухатыыр. - Якутск 1991. - С 10-11, Васильев С. Эрчимэн Бэргэн. Якутск., 1955. - С. 14.

27 Нюргун Боотур Стремительный. - С. 192.

28 Антонов Н.К. О якутских металлургическ. терминах. - С. 109.

29 Жирков М.Н. Якутская народная музыка. - Якутск, 1981. - С. 8, 81.

30 Чулууны Далай. Монголия в ХШ-ХIV веках. - 1983. - С. 150.

31 Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. - Якутск, 1985. - С. 74.

32 Там же.

33 Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры. - В кн.: Якутия и ее соседи в древности. - Якутск, 1975. - С. 122.

34 Ксенофонтов Г.В. - Ураанхай сахалар. - Иркутск, 1937 - С. 353.

35 Константинов И.В. Указ. статья. - С. 117.

36 Константинов И.В. Указ. статья. - С. 120.

37 Константинов И.В. Указ. статья. - С. 120.

38 Ксенофонтов Г.В. Указ. соч. - С. 273.

39 Там же. - С. 269.

40 Ксенофоитов Г.В. Эллэйада. М., 1977. - С. 45.

41 Там же. - С. 21.

42 Там же. - С. 165, 167, 180, 193.

43 Иванов В.Н. Социально-эконом. отношения у якутов в XVII в. Якутск, 1966.

44 Софронеев П.С. Якуты в I пол. ХVШ в. Якутск, 1972. - С. 43.

45 Там же.

46 Серошевский В.Л. Якуты. С-Петербург, 1896. - С. 390-391.

48 Там же.

49 Худяков И.А. Краткое описание Верх. округа. - Л., 1969. - С. 362.

50 Сизых С. Клуб приказчиков. Соц. Якутия. - 24 марта, 1989.

51 Токарев С.А. Общ. строй якутов 17-18 вв. - Якутск, 1945. - С. 90.

52 Ксенофонтов Г.В. Эллайада. - С. 228.

53 Ксенофонтов Г.В. Легенды и расскааы о шаманах. - В кн.: Очерки по изучению якутского края. - Иркутск, 1928. - С. 66.

54Личный архив автора. Родосл. таблица сделана при помощи потомков кэнтикских и сатинских металлургов.

55 Кулаковский А. Песня якута. – В кн.: Поэтическая Россия. – М., 1977. – С. 29.

56 Кулаковский А. Песня якута. - С. 32.

57 Там же.

58 Жирков М.Н. Указ. соч. - С. 88.

Назад к списку статей