Заметка о якутских хомусах

Как ты уже, наверное, догадался, наш дорогой читатель, этот сайт предназначен, в первую очередь, для уже довольно искушенных любителей варганной музыки, которые, получив некоторый опыт игры на комузах, кубызах и прочих зубодерках решили наконец овладеть во-истину шаманской зубодеркой — якутским хомусом. Если же ты новичок, и захотев выпендриться (а что?! имею право!), решил научиться играть сразу на якутском хомусе, то первое что ты должен понять — этот инструмент не так прост, как сначала это может показаться. Для начала загляни сюда: http://altay-vargan.narod.ru/igrat.htm и прими наше искреннее восхищение и пожелания удачи, ибо это спорт Сильных и Смелых.

Чем же, спросишь ты, игра на якутском хомусе отлична от игры на прочих? В двух словах — есть нюансы. Во-первых, якутский хомус довольно массивен — длина язычка составляет в среднем 100 мм, следовательно амплитуда колебаний язычка при игре может быть значительно больше, чем у других варганов. Это сказывается, в первую очередь, на двусторонней игре, когда прямой и обратный удар наносятся попеременно. На больших амплитудах требуется довольно хорошая техника нанесения точных ударов по язычку, дабы избежать торможения язычка об палец и об корпус хомуса. Так же надо учесть, что при значительных амплитудах колебаний язычка гланды хоть и не мешают, но языком работать придется несколько иначе, а точнее аккуратнее, чтобы не защемить его язычком хомуса и тем самым не испортить своими воплями задушевную композицию. Во-вторых, у многих якутских хомусов довольно жесткий язычок, что уже само по себе осложняет игру тем, что требует нанесения более агрессивных ударов, а так же более крепкого прижима хомуса к зубам. Для отдельных новичков, а так же жеманных барышень, это может оказаться значительным препятствием на пути к вершинам виртуозности и исполнительского мастерства.

Все это (но не только) уже само по себе рождает особый стиль игры, и, наряду с характерными для якутских хомусов глубокими фундаментальными переливчатыми звуками, создает то самое особое звучание, которое вы не перепутаете ни с каким другим.

Автор: Е. Батог
Редакция: Н. Соболев

Назад к списку статей