Какой бы вы посоветовали хомус для размеренной игры, и чтоб рычал хорошо?
Чомчоев, Мальцев, может быть Христофоров (но далеко не каждый).
Посмотрел твой sample на youtube. Полностью согласен с shum. Якутский бой (кистью) имеет далеко не последнее значение. Посмотри, например, на игру Кима Борисова: http://www.youtube.com/watch?v=ipsdHA3gLnM
Хочу заметить, что те якутские женщины, которые давно играют, больше всего любят хомусы Чомчоева. Когда я сам пробовал играть на Чомчоевских хомусах звук действительно сам собой получался якутским без каких либо особых приемов (точнее сказать - со стандартным набором приемов). Почти таким же звуком обладает хомус Мальцева (ученика Чомчоева) - но только при игре к себе. При игре от себя - звук глуше и даже с хрипотцой. Периодически попадаются хомусы Готовцева с полностью готовым якутским звучанием.
К тем пунктам, который перечислил Yeti, хочу добавить еще один, который я также почерпнул из наблюдений за игрой якутов:
- на равномерное глубокое дыхание нужно наложить короткие интенсивные вдохи, которые должны происходить одновремнно с ударом по язычку. В этот момент губами нужно направить по возможности весь поток воздуха через крайнюю часть хомуса (там где рождается звук), то есть закрыть все лишние щели. Таким образом происходит своего рода резонанс, возбуждающий гармоники, которые создают то самое якутское звучание.
Larry, я посмотрел твой ролик на Михайловском. Насколько мне удалось разглядеть, ты бьешь по язычку либо безымянным либо указательным пальцами. Если хочешь добиться якутского звучания - обязательно освой якутской бой, то есть бой кистью. При таком бое удар происходит средней фалангой указательного пальца, пальцы при этом неподвижны, движется только кисть. Если еще приподнять локоть, то может частично двигаться и предплечье.
имею Михайловский хомус, и очень хочу играть как якуты, извлекать плотный рычащий звук, и при том не сильно бить по язычку. Я немного начал понимать, что тут положение языка играет роль... Я свободно играю на обертонах целые мелодии на Михайловском, но по-обычному...а вот по-якутски не выходит... Как они это делают?
У меня такой звук получается далеко не на всех хомусах. IMHO очень многое зависит от ряда гармоник язычка при ударах "на себя" и "от себя". Некоторые хомусы имеют более или менее выраженный "рычащий" призвук при игре "от себя", в то время, как при игре "на себя" звук получается чистый.
Михайловский инструмент (во всяком случае тот, который у меня) в меньшей степени "рычащий". И все же мне удалось раскрыть его на довольно плотный и в некоторой степени "рычащий" звук при энергичной игре "от себя" якутским хватом (http://vargan-khomus.livejournal.com/1650.html) и работая диафрагмой, прокачивая воздух через хомус.
Кстати, совершенно бесподобно и плотно "порыкивают" хомусы Неустроева, Мальцева, Христофорова.
Этот хват я использую тоже для всех своих 4-х варганов, очень эффективно,да. Диафрагму подключаю, конечно. Честно говоря, я подозревал Михайловский в том что он не рычит плотно, вечно думая, что что-то не то делаю. Спасибо за то, что развеяли сомнения. Какой бы вы посоветовали хомус для размеренной игры, и чтоб рычал хорошо? Вот что у меня выходит на Михайловском: http://www.youtube.com/watch?v=Oo3NFmH5i70
Да, действительно, некоторые хомусы звучат рычаще и без особых усилий со стороны играющего. Но вот сами якуты издают подобный звук, почти на любом хомусе. Что интересно, некоторые женщины, которые довольно давно играют, делают это также самое без особых усилий. Что для этого необходимо:
1) Великолепная натренированность мышц корня языка и глотки. Нужно уметь воспроизводить кукушку, и неплохо владеть горловым вибрато. В этом случае, вы без проблем подберете нужное положение языка и глотки. Можно использовать как исходное положение звук ЭЭЭХ.
2) Нужно представить что в низу живота, у вас находится шарик, который вы с каждым вдохом полность надуваете, а с выдохом - сдуваете. Причем и вдох и выдох должен быть максимально равномерным, и максимально глубоким.
3) Губы должны свободно лежать на деке, и регулировать поток воздуха так, чтобы то самое рычание начиналось на входе в рот, и уже затем распространялось внутри вашего туловища.
Если все сделать правильно, то подобного звука можно добиться и на Готовцеве.
Посмотрел игру Кима Борисова, можно сказать освоил бой...но заметил что при уходе в транс я начинаю периодически сжимать деки или сильно прижимать хомус к зубам (якутский хват), и из-за этого бряцание происходит...весь кайф ломает при игре((...Но может причина бряцания в другом: Меня уже не раз посещала мысль, что мой хомус Михайлова очень легко сжать...не по-якутски мягкая дека у него...и если присмотрется хорошо, то расстояние между язычком и декой по обе стороны не одинаковы...может просто брак попался?
Larry, уверяю тебя, сжать легко любой хомус. И дело тут вовсе не в браке (в этом случае все доромбы считались бы браком). Скорее всего, ты либо сбиваешся на неточный удар, либо несколько неверно осуществляешь хват. Также возможно, что войдя в раж - сильно прикусываешь хомус зубами. Попробуй устранить два последних момента. Что касается правильного хвата, то его могу описать так: сжимаешь указательный и большой пальцы кольцом, накладываешь их сверху на кольцо хомуса так, чтобы место соединения пальцев прижимало хомус к зубам а сама ладонь наоборот, немного его отталкивала. Таким образом, хомус получается как-бы между двух противовесов, и его нет необходимости зажимать губами и зубами. Со временем, нужные мышцы пальцев окрепнут, и скрежет металла перестанет быть мешающим фактором некачественной игры
Я наконец понял , в чём проблема. При бое кистью я криво ударял по язычку согнутым указательным пальцем. И как не старался, не удобно мне было как-то... НО! - посмотрев на youtube.com ролик-презентацию группы Айархаан, я обратил внимание на то, что большинство девушек бьют почти прямым указ. пальцем. http://www.youtube.com/watch?v=EAS70WlQz2A Попробовав так бить, я избавился от проблемы, удар точен,и намного удобен мне бой прямым пальцем (средней фалангой по-любому). Рад этому несказанно...даже ролик записал , красиво смотрится, очень... Спасибо вам за профессиональные советы! Буду ещё тренироваться.
Каждому удобен свой стиль боя, он вырабатывается со временем, главное вначале правильно задать направление развития. Я вначале освоил бой как раз согнутым пальцем, и гораздо позже освоил бой в стиле Айархаан. Поэтому хочу реабилиторовать бой согнутым пальцем
При бое согнутым пальцем надо держать кисть и предплечие так, чтобы средняя фаланга указательного пальца располагалась точно вертикально (как можно более вертикально). При движении кисти эта вертикальность должна сохраняться, т.е. кисть должна двигаться в горизонтальной плоскости.
Недостаток такого боя состоит в том, что амплитуда движения кисти больше, чем при бое в стиле Айархаан. Это по-началу может сказаться на скорости игры, то есть быстрые наигрыши будет играть тяжелее. Правда со временем это недостаток тоже исчезает.
В любом случае такой бой нельзя считать неправильным и кому то он может прийтись по вкусу.
Чтобы не плодить темы хочу продолжить эту тему и вот в каком ключе Один из способов игры на якутском хомусе - Сыыйа тардыы - традиционная якутская умеренная игра.
С. Шишигин в своей книге "Играйте на хомусе" пишет о ней вот что: Традиционная умеренная игра – нераспространённый, можно сказать исчезающий стиль игры. При такой игре звук хомуса плывёт по воздуху не переставая, не исчезая ни на секунду. Непрерывная тихая песня хомуса усиливается с каждым разом; волнуя все больше и больше и хомусиста, и слушателей нежностью и душевностью своей волшебной силы. Исполнитель волнуется вместе с хомусом и, сам того не замечая, как бы впадает во власть хомуса, а хомус сво¬ей чудесной музыкой доводит до зрителя всё то, о чём думает, волнуется хомусист. Так могут играть только те, кто в течении многих лет делили радость и горе со своим другом-хомусом, обычно это пожилые хомусисты.
Гугл и Яндекс по поводу этой техники исполнения молчат как рыба об лёд... Единственно нашла одну тему у группы Айархаан... Слушаю, пытаюсь повторить... Но это всё равно не то... Может кто на пальцах объяснит технику исполнения? Заранее всем большое спасибо
Sed мне тоже очень интересно!!! А так происходит, можно сказать, нащупывание в темноте. Просто по воскресениям мотаться в Москву врядли удастся. И если тебе по ушам не дадут, то было бы очень интересно. Сразу вопрос к Yeti и Shumu : может быть какое-то он-лайн обучение или какие-нибудь другие варианты.........
Sed, а никаких вопросов ... всё понятно... терминология для школьников большинству НЕшкольников мало доступна... так что или с описанием техник или никак... ИМХО
Извини, Qwerty. Просто я к Максиму обращался, а поскольку варганные поиски у меня ежедневные – находки иногда хочется «зарегистрировать». Мы якутскую (как и любую другую) манеру отдельно не проходим – только универсальные приемы. А мне якуты нравятся, так что просто торопился узнать
"Паровоз" - упражнения на постановку дыхания, совершается как с варганом, так и без него. 1. - просто удар на вдохе, удар на выдохе. 2. - удар на выдохе + активный вдох на том же ударе. 3. - удар (с "не подчеркнутым" выдохом) + 2 коротких резких вдоха на том же ударе. Можно придумывать и свои ритмы - главное тренировать четкость и последовательность. Сначала лучше практиковаться просто - без дополнительных эффектов.
"Папа-мама" - как писал Макс: "конфигурация губ на деках хомуса постоянно меняется, что способствует появлению дополнительной "жирности" звучания". Самый простой прием - прижми хомус к зубам, но губами не касайся дек (оскалься или широкооо улыбнись). Нанеси удар на выдохе, а вдох делай одновременно с обхватыванием дек губами - чтобы звук получился резким. Всё упражнение делается на одном ударе. Можно практиковать без инструмента: выдох - "оскал", вдох - губы смыкаются.
Просто тут дело такое - техники и особенно их названия во многом результат работы Макса и Коли, получается, как бы, "интеллектуальная собственность". Не знаю, насколько они будут против публичного обсуждения. Если мне по ушам не дадут, а тебе будет интересно - буду еще делиться
Всегда пожалуйста! Вообще, как мне кажется, несмотря на всю отточенность и академичность стиля, якуты используют возможности инструмента далеко не на все 100%. Их свобода звукоизвлечения собственной же традицией и ограничена. Айархан и Ким Борисов конечно же привнесли свежую струю, но это все не то. Классика безусловно хороша, она помогает лучше понять глубину и красоту звучания хомуса, ее можно взять за основу, но далеко на ней не уедешь. Поэтому, имею смелость призвать всех больше экспериментировать, создавать нечто свое, иметь творческую смелость, и самое главное, не стесняться демонстрировать результаты! Мы здесь и сейчас создаем новый подход к варганной музыке, наши скромные эксперименты наверняка будут наталкивать остальных на дальнейший поиск путей развития. И со временем, я уверен, мы создадим свою, ни на что не похожую традицию (а может кто из генетической памяти и старую достанет), появятся наши талантливые мастера, и им уже будет на что опираться при создании инструментов.
Sed, а никаких вопросов ... всё понятно... терминология для школьников большинству НЕшкольников мало доступна... так что или с описанием техник или никак... ИМХО
использую "паровоз" + "папа-мама", ну и артикуляция (какую могу) - по звуку, вроде, напоминает. Или ты про другое говоришь?
У меня так лучше получается на хомусах пониже.
Настчет "папы-мамы," ты Мих, все правильно понял. А вот дальше немножко посложнее. Наиболее актуальна тут дыхательная техника "надув шарика" - ее мы еще не проходили. Артикуляция происходит на основе двух компонент ов которые работают единовременно, а именно: расширение-сужение (т.е. артикуляция гласных на открытом звуке), и повышение-понижение. Вспоминай:)
То, что получается на низких хомусах - совершенно нормально, они сами в нутро просятся. А вот с высокими уже надо изрядно потрудиться