Моё мнение - варганы Поткиных на порядок качественнее варганов Казанцева. Вся эта писанина про низкочастотный медитативный варган - не более чем рекламный ход, единственная цель которого - продать товар.
Поясню почему.
Есть два основных способа сделать варган низкочастотным:
1. Увеличить массу язычка (или уменьшить его жесткость). 2. Увеличить зазор между язычком и деками.
Технологически более прост второй способ (наверное не надо объяснять почему). Но при этом звучание варгана сильно обедняется, пропадает острота звука, обертона тускнеют.
И именно к этому второму способу прибегают мастера Казанцев и Ерошев. При этом продавцы их варганов позиционируют это как особую фишку.
Чем меньше зазор и чем длиннее при этом язычок, тем сложнее изготовить такой варган.
Вообще что-то мы начали уходить от первоначальной темы =) Призываю всех не засорять форум, т.е. точнее подбирать тему для своих сообщений.
По пунктам о курении табака и про Ольгу Шотландию категорически не согласен. (-:
Аксентий, я честно говоря не понял тебя. Сначала ты пишешь что категорически не согласен, а потом пишешь то же, о чем здесь я уже писал. У тебя же около 30 варганов, и ты говоришь что все стали "твоими". А как же тогда концепция "своего одного единственного, который на тебя может обидеться"?
Мне кажется, ты пишешь об освоении инструмента и о привыкании к нему. Это явление существует в отношении вообще всех вещей. У меня к примеру бывает такое, что когда появляется новая вещь в моем гардеробе, то она не сразу становится "моей". Мне надо какое-то время в ней походить, потом я с ней "энергетически" срастаюсь, а когда приходит время с ней расставаться, то очень не хочется ее выбрасывать. Знаю, что многие люди тоже за собой это замечают, но почему-то никому в голову не пришло создать концепцию "своей одной единственной рубашки, которая может на тебя обидеться и ночью задушить" =)
В общем, как из еды и шмоток не стоит создавать культ, так же и из варганов не стоит создавать культ.
Цитата
Так а я и не говорю, что курение - это полезно и хорошо. (-: Говорю, что вопреки курению можно добиваться ряда вещей.
Всё правильно. Можно и против ветра ссать, главное чтобы напора хватало =)
Спутник: комус Поткина, дан мои, недорогой доромб Инструмент для музицирования: якутский или тувинский хомус и т.д. Экзотика: коу ксианг, доромбы типа Apocalypt, муккури и т.д. Инструмент для медитаций : низкочастотный хомус, комус Казанцева и т.д
Просто из любопытсва спрашиваю - ты уже играл на всех тех варганах, которые перечислил?
Далее, более конкретные вопросы: почему якутский или тувинский хомус ты отнес к инструментам для музицирования, а не для медитации? Вообще нет какого-то среднего якутского или тувинского хомуса - это целые классы инструментов. К примеру хомусы Христофорова, Мандарова или некоторые тувинские хомусы очень низкочастотные, равно как и многие модели доромбов. При этом их звучание на порядки богаче чем у комусов Казанцева, у которого низкочастотность достигается просто увеличением зазора.
Почему среди спутников присутствуют только недорогие варганы? "Недорогой" это ведь очень относительное понятие. Для кого-то отдать 500 рублей за варган Поткина - это жутко дорого, а для кого-то 3000 за якутский хомус - это дешево.
В общем в твоей классификации я согласен только с выделением самих категорий, но не с распределением по категориям.
Ну в принципе она конечно к данной тема большого отношения не имеет =) Но вообще нельзя недооценивать опасность дезинформации. У нас же людей то "верующих" много. Прочитают, а потом ходят и верят...
Цитата
Как насчёт мясоедения?!
Даже если мясоедение есть плохо, то на варгане это точно не мешает играть =) Взять тех же якутов, тувинцев, алтайцев - мясо уплетают за обе щеки! У якутов даже есть такая шутка-поговорка: "Якут - не кролик, траву не ест." =)
Цитата
Или тема "Секс и игра на варгане" ?! - Вот типа вместо "после секса покурить" как вам "после секса - на варгане поиграть!" ?!
Раз мы табак уже в топку отправили, то получается что после секса больше особо то и нечем заниматься - только на варгане играть =)))))
Я - за Золотую Середину! Надо уметь и технично владеть и если ты действительно занимаешься духовными практиками / Традицией - то этот предмет тебе может помочь. Но он должен быть именно Помощником - а не хозяином
Согласен на 100%!
По поводу псевдошаманственности хочу высказать свою мысль. Думаю что нельзя это явление считать только плохим, не нужным, вредным и т.д. Есть в нем и положительная сторона. У некоторых людей псевдошаманственность - этап на пути саморазвития, то есть сначала псевдошаманственность, потом идет дальнейшее накопление разных знаний, потом они могут начать складываться в новое мировоззрение. Это можно сравнить в детским гулением, которое потом перерастает в речь =) Псевдошаманственность говорит о том, что наш народ всё-таки сохранил в себе зерна своей исконной языческой религии, и лично меня это радует.
Цитата
shum,то же самое можно сказать и про губную гармошку.))
Да, наверное =) У меня кстати губная гармошка появилась еще раньше чем первый хомус, но признаюсь я так ее и не осилил Не могу никак понять как можно отработать до уровня рефлекса выбор нужной дырочки =) В то время как при игре на хомусе я не думаю что конкретно мне нужно сделать, чтобы получить тот или иной звук, это происходит автоматически.
Видимо слишком сжато выразился, сейчас всё объясню =)
"Идеей культурного пития" я называю идею о том, что пить можно и нужно, так как в небольших дозах это даже полезно, а если пьешь дорогое "элитное" пойло и делаешь это "правильно", то это выглядит еще и благородно. А если пьешь много - так ты вообще Богатырь! =) Эта идея неявно включает в себя логическую связку "алкоголь - не наркотик и не яд" (и эта логическая связка на самом деле и явлется основной целью создания и внедрения в массы идеи культурного пития).
На самом деле эта идея не согласуется с реальными (а не пролоббированными) медицинскими исследованиями, и что наверное будет более убедительно для варганистов - не согласуется ни с одним из духовных учений и ни с одной из духовно-энергетических практик.
Если говорить о физиологическом аспекте вопроса, то в нулевом приближении можно сказать, что алкоголь не влияет на связки. Но даже в первом приближении это уже не так - алкоголь действует разрушительно на все ткани организма, поступая в них через кровь, и связки не исключение. От алкоголя мышцы быстро теряют тонус, и в целом выносливость и сопротивляемость организма падает. Далее - как известно алкоголь в первую очередь скапливается и разрушает нервные клетки и мозг. Поэтому со временем у пьющего человека ухудшается координация. Чувствительность к внешним раздражителям также уменьшается. (Одновременное курение табака в несколько раз усиливает все эти процессы). В духовно-энергетическом аспекте можно сказать, что алкоголь не дает никакого положительного духовного опыта, и угнетает всё энергетическое тело. Причем не просто заставлет человека терять свою энергию, а еще и уменьшает "энергетическую ёмкость" человека. Внешне это сказывается в итоге как отсутствие воли и ограниченность фантазии.
Допингом алкоголь можно назвать очень условно. Его можно назвать допингом только в том смысле, что он помогает быстро потерять всю энергию, но никакие внутренние энергитические резервы алкоголь не активизирует, а напротив - угнетает.
Что мы имеем на выходе? Имеем человека - с дряблыми мышцами, невыносливого, нечувствительного, с плохой координацией и бедной фантазией. Что же такой человек может сыграть? Чаще всего ничего дельного сыграть он не может.
Всё это я постоянно наблюдаю в жизни.
Конечно, надо понимать, что речь не идёт о людях, выпивающих раз в месяц. Обычно такие люди не испытывают потребности в алкоголе, а просто отдают дань традиции или поддаются внешним обстоятельствам. Но если человек регулярно хотя бы раз в неделю напивается, то всё вышесказанное к нему относится напрямую.
Geraldo, я согласился с yeti по поводу вреда табакокурения, но в то же время сказал, что курение "нетабака" помогает развиваться, вроде никакого противоречия =)
Dimon Hell, ну эта рекомендация была не только тебе, хотя обращался я к тебе. (Предлагаю общаться на ты.) Кроме нас этот форум читают и другие люди. Если ты сам за себя спокоен, то это главное. А вообще употребление любого растения силы можно сделать торчаловом, если подходить к этому делу без осознанности. Я знаю ребят, которые даже общение с сальвией превратили в обычное торчалово. Да, бывает и такое.
"Свои варганы" если это понимать как личные пристрастия - это нормальное явление. Но "свой варган один единственный" - это уже бред. Особенно учитывая всё совеременное разнообразие варганов. У меня есть например свои пристрастия, но я не могу сказать что какой-либо варган мне наилучшим образом подходит. Каждый хорош в своей ситуации.
Dimon Hell, Ольга Шотландия - это владелец сайта vargan.ru . Несмотря на название, варганы на этом сайте не явлются основной темой. Также она является основателем Магического оркестра. У них где-то есть свой жж, а может даже и сайт. Ссылок я не знаю, может кто подскажет.
Geraldo, я понимаю что из этих денег Ногону досталась меньшая часть. Сам-то он дядька вообще мировой! =) Заслуженный кайчи (сказитель) на Алтае (это значит очень высокий уровень мастерства, у них в этом вопросе коррупции быть не может). Недавно с ним лично познакомился, он оказывается сейчас вообще занимается тем, что ездит по разным странам и проводит такие семинары по варгану и горловому пению. Недавно прилетел из Греции, где тоже проводил семинары, но более основательные чем здесь в Москве.
Насчёт того, что там в самом первом сообщении в этой теме написано, что он "лучший в мире" - сам себя он вряд ли таковым считает, иначе не был бы он заслуженным кайчи =)
Полностью согласен с yeti по поводу курения. От себя добавляю, что настоящий варганист (хомусист, доромбер и т.д.) не должен пить алкоголь. Даже пиво.
Среди регулярно пьющих людей (точнее людей, исповедующих идею "культурного пития") я не знаю ни одного, кто бы серьезно продвинулся в игре на варгане. Видимо в те моменты когда пьяный человек начинает хотеть играть на варгане, его координация уже не позволяет ему нормально управлять игрой, не говоря о том, чтобы развиваться дальше.
Dimon Hell, про твоё курение надеюсь, что это лишь этап в твоей жизни. Всегда надо следить, чтобы получение полезного опыта не деградировало до обычного торчалова. Хотя в плане игры на варгане "правильное" курение в целом помогает развиваться (это моё субъективное мнение, но оно основано на довольно большой статистике).
Также добавляю еще несколько пунктов для настоящего варганиста:
1. Владеть всеми способами изменения звучания варгана (или хотя бы большей частью): разные виды боя (положение руки при игре и различные ритмы), различные постановки варгана на зубы и губы, применение удерживающей руки, приёмы губами, приёмы языком, горлом, диафрагмой, грамотно применять дыхание для усиления и подавления звука, уметь встраивать дыхание в общий ритм игры. 2. Уметь играть не только свои темы, но и с ходу повторить или достаточно быстро освоить темы другого варганиста. 3. Уметь в достаточной степени контролировать слюноотделение. 4. Уметь играть (или быть способным быстро освоить игру) на разных варганах, а не только на своём любимом. 5. Уметь выслушивать критику, обрабатывать ее, и достойно на неё отвечать.
Идея "своего варгана", уже раздутая до невероятных масштабов Ольгой Шотландией (настоящего ее имени и фамилии я не знаю) и иже с нею, считаю вредной и деструктивной для настоящего варганиста. Суть этой идеи, заключается в том, что каждый должен найти "свой" варган, который бы ему наилучшим образом подходил. На мой взгляд такого "своего" варгана НЕТ - всё определяется лишь вашим уровнем мастерства. См. пункт 4 выше.
Еще одну идею о "самонастройке" варгана (источник тот же) также считаю вредной для настояшего варганиста. Суть этой идеи в том, что если у вас варган сначала не звучит, то надо его потаскать с собою на груди и он от этого через какое-то время зазвучит.
Всё это грязное надувательство. Эти идеи созданы и распространены для того, чтобы впаривать неопытному человеку всякое фуфло вместо нормальных инструментов. Поноси, мол, на груди немного и все само настроится. И варган тогда станет "своим", и больше ни на что его не меняй, и на других варганах не играй, а то "свой" может обидеться и дать тебе по зубам, а то и вовсе сломаться или потеряться.
6. Настоящий варганист должен понимать, что это лишь чьи-то предрассудки. 7. Настоящий варганист должен уметь во время игры отключать внутренний диалог. Точнее это должно происходить автоматически. Без этого настоящей игры не получится.
Кто немного знаком с принципами ранжирования сайтов в поисковиках и просто с разными методами интернет рекламы, те знают насколько много значат ссылки с одних сайтов на другие. За такие ссылки обычно платят деньги и порой немалые. Поэтому все ссылки на конкурентов из сообщений будут удаляться. Если удаление ссылок приводит к несвязности текста редактируемого сообщения, то сообщение удаляется целиком.
Да, они являются традицонными тувинскими хомусами. Это абсолютно точно. В Кызыле (столица Тувы) в краеведческом музее лежат именно такие хомусы в чехлах-сапожках. Больше таких хомусов нигде не делают.
Я на холмах был два раза в 2006 и 2007 году. В целом впечатление осталось положительное, наверное даже не могу обосновать почему =) Может потому что там царит ткая неформальная атмосфера, а может потому что для меня это просто возможность отдохнуть. Что касается музыки - тут уж на вкус и цвет - сам выбирай. С моей точки зрения добрая половина музыки на этом фестивале - говно, но я допускаю, что кому-то та же музыка может и нравиться =) Но это ведь так всегда - хочешь найти для себя хорошую музыку надо перерыть тонны говна.
Geraldo, на семинаре без тебя по-любому никак =) Ты уже зарекомендовал себя как один из самых активных участников варганного движения =)
Да, с Открытым миром можно будет пообщаться на эту тему. Как вариант есть еще Индрик град (я правда там еще не был ни разу) и Белые облака. Белые облака сейчас расширяются по площади и скоро это будет не только магазин, а полноценный этнический центр.
Формат занятий мы с Максом пока продумываем, кое-какие идеи уже есть. Но в любом случае регулярные занятия начнутся не раньше осени.
Как вводный варган он почти идеален, с одним только но. Можно привыкнуть к нему и потом хорошие профессиональные варганы будут казаться тяжелыми в освоении. Хотя если подойти к этому вопросу с другой стороны, то зачем женщине профессиональный варган? Скорее всего все Поткиным и закончится =) Пусть твоя жена не обижается, потому что в пользу этой версии говорит неумолимая статистика - варганами всерьез увлекаются практически только мужики.
Да, по Пэпалу возможна оплата, но с дополнительной накруткой 10% к цене, потому что столько берут посредники, которые принимают для меня пэйпал платежи. Доставка в Ригу примерно 5 евро.
По сравнению с "Черным пламенем" алтайский комус Поткина не звенит вообще.
Для начала есть желание провести семинары и мастер-классы на фестивале Пустые холмы (holmi.ru). Заявку подали, но администрация фестиваля пока согласия не дала.
Далее будем искать какое-нибудь боле-менее постоянное место для семинаров. Занятия думаю будем проводить не более 2 раз в неделю (1 раз для начинающих, 1 для продолжающих). Необходимость в этом уже похоже назрела - людей, имеющих варганы много, а нормальных варганистов очень мало. Надо повышать общий уровень =)
"Алатйский комус. Первое знакомство" - это единственная обучалка по варганам на русском языке в видеоформате в настоящее время.
То что толку в нем мало - так ведь авторы и не претендуют на исчерпывающее изложение. Для "первого знакомства" он и создан.
Обучалку для продвинутых варганистов сделать не так просто. Сложности следующие: 1. У каждого варгана своя специфика. Если начать перебирать все несколько сотен разновидностей варганов, то это очень большой работ и для обучающего и для обучающегося. 2. Индивидуальные особенности варганиста и его пристрастия. То есть для конкретного человека варган может подходить в большей или меньшей степени. Кроме этого кто-то любит медленную игру, успиваясь обертонами =) а кто-то любит ритм и скорость. 3. Варган - инструмент маленький, на видеозаписи сложно показать все нюансы.
В общем чтобы сделать продвинутую обучалку нужно потратить очень много времени, а время свое в основном всем жалко =)
Пока начнем с семинаров, наработаем практику, а там глядишь и за продвинутый курс возьмёмся.
Dimon Hell, у нас ты тоже можешь заказать любой из венгерских доромбов. Цены как у Жука, доставка адекватная в любую точку мира, в Ригу в том числе.
Никак не доделаю новую версию сайта, в новой версии будет очень много варганов. Пока выкладываю каталог в виде презентации Powerpoint, ссылку смотрите на главной странице.
Уменьшение зазора с помощью нагрева. Способ испытывался всего один раз на стальном якутском хомусе, но сработал четко. Думаю, должен сработать и на любом гнутом варгане.
1. Зажимаем варган в тисках так, чтобы обе деки касались обоих зажимов тисков. Перед окончательной фиксацией нужно выставить желаемый зазор между язычком и деками.
2. Нагреваем варган до большой температуры (для стали больше, для латуни меньше). Я нагревал газовой горелкой, но можно и любым другим способом. Если греете горелкой, то надо стараться язычок нагревать как можно меньше. (Минус газовой горелки - если варган чем-нибудь покрыт, то все облазит напрочь и остается серый налет!)
3. Охлаждаем варган. (Перед тем как его брать руками, убедиетсь что он остыл).
Выставленный зазор будет сохраняться вечно.
Латунные конечно гнуть "на холодную" руками, в крайнем случаем пасатижами или тисками.
P.s. Было бы интересно испытать этот способ на Ерошевском варгане.
Я интересовался тоже сколько это стоит и где купить. Находил где-то на Yahoo, там есть точный алрес мастерской, где их делают, интернет-сайта у них вроде нет. Цена 1500 $, и у них там очередь из желающих купить сей инструмент. Есть предположение, что можно его купить на ebay с рук, т.е. подержаный.
Тут вряд ли тебе кто-то сможет помочь. Ходулов судя по всему мастер новый, а значит малоизвестный и его хомусы за пределами Якутии не распространены. Через наш сайт они точно ни разу не продовались, а значит и посетители этого форума скорее всего ни разу не играли на хомусах Ходулова.
Мои наблюдения. Способ и глубина полировки язычка влияет на звук гораздо больше чем покрытие (воронение либо никелирование).
Никелирование на мой взгляд немного обедняет звук. Это чувствуется на хомусах Прокопьева и Мандарова, но с дргуой стороны хомусы Мальцева и Чомчоева нельзя назвать бедными =) В то же время хомусы Михайлова, Христофорова и Готовцева имеют более "естественный" спектр звучания, при этом все они ничем не покрыты (правда глубина и способы полировки у всех разные).
Разницы между воронением и никелированием так и не сумел ощутить. Может есть что-то едва уловимое, но по-моему это больше заслуга личных эстетических предпочтений и самовнушения. Если говорить о варганах Устинова Виктора, то могу сказать что вороненая поверхность корпуса очень бытсро перестает быть таковой в месте соприкосновения с зубами (то же самое не относится с доромбам Золтана, воронить тоже можно по-разному).
От коррозии лучше всего защищает бережное обращение и закрытый чехол. Именно закрытый чехол, который лежит в кармане или сумке. (А ношение варгана на шее считаю одним из проявлений фетишизма. В том смысле что практичности в этом - ноль.)