Ежедневно: 14:00-20.00 
+7-906-061-66-33
khomus@mail.ru

г. Москва  м. Китай-город
Малый Златоустинский пер.
6с1Б, 2 этаж


English

Регистрация | Вход
выбрать город...
Вход

  запомнить меня на этом компьютере

Наш магазин в Москве

Малый Златоустинский переулок, 6с1Б, 2 этаж
+7-906-061-66-33 

Email: khomus@mail.ru
Ежедневно: с 14:00 до 20:00

По вопросам оптовых покупок и сотрудничества с мастерами, пишите на нашу электронную почту или в мессенджеры WhatsApp и Telegram.
Главная  |  Форум  |  Все о варганах. Вопросы и ответы.  |  Стили игры на разных на язычковых инструментах

Стили игры на разных на язычковых инструментах

Страницы: 1 2 След.
Стили игры на разных на язычковых инструментах
 
Мне кажется, что читать о стилях мало что даст - только слушать. Ну а слушать собственно все, что есть в наличии и делать вывод о стилях. Причем предположить что есть норвежская или скажем якутская школа, мне проще т.к. много записей, насчет американской сложней т.к в моей фонотеке имеется всего два исполнителя. Кстати один из них Джон Райт просто фантастически играет. Насчет русского стиля мне тоже кажется, что его нет, как и русского варгана.
 
Эхх... как бы до твоей фонотеки американской добраться :)
может на http://tuvarock.nnm.ru/ выложишь (через ifioler) ?
 
кстати вот еще про РУССКИЙ СТИЛЬ...

Варган. Новгород. Вторая половина XIV в.

Варганов в Новгороде найдено шесть экземпляров. Играли на варгане следующим образом. Играющий прикладывал удлиненные концы инструмента к зубам и поддерживал их губами. Вдувая и выдувая воздух, он одновременно щипками пальцев приводил в колебание язычок варгана, рот служил резонатором и одновременно аппаратом, изменяющим высоту звука.

Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины. Вот какие сведения об этом инструменте приводятся в Словаре Российской Академии Наук за 1789 год: „Варган — железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску“.
 
Цитата
Ни фига себе! Макс ты ЕЩЁ и Коловрат? :))
Иногда. Он же Евпатий Неистовый
 
Цитата
мдяяяяя :(

для музыки в принципе тоже, ибо часть искусства :)

коренные жители обоих Америк узнали варган после колонизации, причем РАЗНЫМИ государствами. Т.е. ни о какой национальной ни о этнической составляющей при таком раскладе говорить не приходиться.
Это даже не эклектика.
В США безусловно есть отдельные мастера которые участвуют в международных варганных фестах, но насколько развита именно их школа(есть ли преподавание и развитие вообще?) и есть ли в ней какие либо особенности - не углублялся в вопрос.

слова... слова... слова...
ну согласна, что я не уточнила про какие именно национально-этнические группы я говорила...
нет... я имела в виду не индейцев...
я имела в виду тех американцев, которые стали потомками первых, вторых и третих и так далее поселенцев...

Sed, спасибо за направление... Расширяю кругозор в рамках определенной тематики :)
 
если ты про Xiv в. то в интеренте есть фотки... в яндексе находила, а щас под рукой ссылки нет...
-----------------------------
кстати вот например
 
это Вторая половина Xiv в. Найден в Новгороде
читать можно тут http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/art/music/
 
Посмотреть бы как выглядит найденное (я имею ввиду варганы)...
 
Спасибо, выглядит довольно современно и "правильно".
ЗЫ Немного настораживает отличная сохранность деревянных изделий по ссылке, хотя я не спец.
 
Цитата
кстати еще в интернете читала про английский стиль, ирландский стилиль...
было бы еще почитать про американский стиль...

Про Британские острова с Ирландией - тут все же в сторону континента смотреть надо - с "саксами" еще папа Артура бился. Да и "викингам" туда плавать удобно было.
У тамошнего населения свои музыкальные инструменты (кстати, тоже в разное время запрещаемые) - к примеру, волынка, бойран.

Именно "американский", а не американских мастеров-варганистов? Тут, по-моему, можно взять только "кантри" музыку - там Jew's harp активно используется, почти как губная гармошка. Только это - так называемый "региональный культурный рынок" за пределами США эта музыка распространения не получила. Но для общего представления о её мелодике можно послушать записи из Нета (даже без варгана) - там не очень сильная музыкальная вариативность.
И все же это - продукт европейской культуры.
 
Цитата
было бы еще почитать про американский стиль...
мдяяяяя :(

Цитата
СТИЛЬ в изобразительном искусстве (лат. stylus от греч. stylos — палочка для письма) — единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д.
для музыки в принципе тоже, ибо часть искусства :)

коренные жители обоих Америк узнали варган после колонизации, причем РАЗНЫМИ государствами. Т.е. ни о какой национальной ни о этнической составляющей при таком раскладе говорить не приходиться.
Это даже не эклектика.
В США безусловно есть отдельные мастера которые участвуют в международных варганных фестах, но насколько развита именно их школа(есть ли преподавание и развитие вообще?) и есть ли в ней какие либо особенности - не углублялся в вопрос.
 
Sed, огромное спасибо за интересный исторический экскурс... Я серьезно.

Интересно, а что на это скажешь:

В культуре России варгану было отведено особое место, но отношение всегда было противоречивое. С одной стороны, он был крайне популярен в народных массах. Использовавшийся в наигрышах, сопровождал человека всю его сознательную жизнь. В эпоху Киевской Руси существовал даже обычай хоронить умершего вместе с его музыкальным инструментом, т.к. необходимость в нем могла возникнуть и в том мире.

С другой стороны, церковь, осуждающая музыкальную культуру скоморохов и все народные торжества с песнями и плясками под звуки инструментов, критически относилась к любому роду соблазнов «греховного мира», к коим причисляла всевозможные «гуделки», «пищалки» и «трещетки», как бесовские орудия, и по указу они должны были уничтожаться.

В дальнейшем варган снова возрождается, но подобная история повторяется уже в 20 веке. В эпоху сталинизма он был запрещен как вредный пережиток прошлого, потому что был тесно связан с частью языческой веры - шаманизмом. Несмотря на это, традиция игры на варгане передавалась из поколения в поколения и сохраняется до сих пор.

Источник:
http://www.trv-muji.ru/nutro/004_5_8.html

Если верить вышенаписанному, то

Рассуждаем логически.
Ведь если даже хоронили с предметом, значит он был популярен, широко использовался (пусть и в определенных слоях населения)... Значит были какие-то традиционные наигрыши, мелодии...
Так?
 
Qwerty, варган новгородский - это безусловно интересно. Но, тут сразу встает несколько вопросов:
1. Новгород имел очень широкую автономию, как политическую, так и культурную - вплоть до Ивана Грозного. По сути - был самостоятельным государством.
2. Новгород больше торговал, а соответственно общался с Северной Европой (кстати, и с "орденами" они в основном не воевали).
3. Археологические раскопки, к примеру, Москвы, Твери, Рязани - насколько мне известно, таких находок не выявили, здесь, правда, могу и ошибаться. В любом случае их мало. А с Москвой в последние 30 лет в археологии - одни непонятки.

Qwerty, я не отрицаю существования на "РУСской" территории варганной традиции, особенно на севере. Но «Новгородский феномен» был уничтожен при Иване Грозном - в "опричнину".


Veskimo, Новгород с окрестностями в отношении сохранности археологических памятников - клад, как и любое болото. Разница в том, что в новгородских болотах стоял крупнейший центр Северной Европы.
Дело в том, что почва очень мягкая, но очень вязкая - не допускает циркуляцию воздуха - предметы, как бы консервируются, а дерево, вообще, становится еще и "морёным".
Недаром именно в Новгороде сохранились "берестяные грамоты", страшное количество утвари, даже вполне сохранившееся святилище(идолов там зарыли - наверное от уничтожения).
Вот на "Масловом болоте" находят деревянные вещи вообще с Неолита :)
 
Qwerty, тут похоже многое желаемое выдается за действительное :(

"Киевская Русь" - скорее временной промежуток, нежели "государство" в современном понимании. Новгород, а впоследствии Владимир не уступали Киеву. В своих регионах - не меньше четверти территории "государства" (каждый) они были влиятельнее Киева.
Верования и обряды тоже очень разнились, только "хтонические" проявления - типа "лунницы" были широко распространены.
Похороны с варганом - не подтверждено археологией :( "Варганов в Новгороде найдено шесть экземпляров." - очень мало, "берестяных грамот" найдены сотни! "лунниц" - ТЫСЯЧИ.

Про церковь - не надо. Мы уже, совместными усилиями 7 страничную ветку нафлудили :)

"Варган снова возрождается... уже в 20 веке..." - я вижу интерес к варгану, но не "возрождение". Делают "русские" варганы - 2 человека, играть умеют единицы.
"Традиция игры на варгане передавалась из поколения в поколения и сохраняется до сих пор" - в Якутии и на Алтае, возможно :) но не на территории проживания восточных славян (6 - 14 вв).
У нас - все инструменты "иноземные" - якутские, венгерские, индийские и т.д. Люди, которые хорошо играют - shum, yeti, 2kryla - осваивают варганы самостоятельно и скорее создают традицию, чем возрождают.
 
Цитата
Значит были какие-то традиционные наигрыши, мелодии...
Так?
Пример обрядовой игры я давал по ссылке:
http://slavn.org/gudba/
Безусловно исполняемые наигрыши и мелодии были традиционно Русскими(не еврейские же 7:40), но достаточно ли чтобы говорить о "стиле" ?!
Думаю что не достаточно.
 
Цитата
это Вторая половина Xiv в. Найден в Новгороде
читать можно тут http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/art/music/

- ну практически доромб "Полинезия Тотем" работы венгерского мастера Золтана Жилягия :)
 
Я в поисках истины
 
Друзья, ваши обсуждения очень интересны, но как мне кажется, от них мало пользы тому кто желает усовершенствоваться в игре на варгане.
Пока ветка затихла, позволю себе набросать картину того, какие основные стили игры я выделяю для себя. Сразу оговорюсь, что никакой научной базы написаное ниже не имеет. Посто подобные ориентиры я набросал для себя самого, чтобы черпать из них понемногу, формируя собственный стиль.
Пишу согласно своему хит-параду.
1) Жилягий style - его характеризует активная работа диафрагмой, создание четких ритмов при помощи боя, а также огромное количество разнообразных "фишек". Это примерно как в электронной музыке, есть семплы, и они накладываются на определенный ритм. Основной паттерн: регулировка тональности в полости рта, за счет создания языком каналов различной конфигурации, выталкивание воздуха через зев (что-то вроде "кхы"), и затем толчок диафрагмой.

2) Раждастан style - пожалуй, один из самых технически сложных стилей. Те упражнения, которые я видел на диске о котором ранее писала qwerty, лишь вершина айсберга. Тут и работа диафрагмы, и создание резонансов внутри черепа, причем, тональность очень быстро меняется за счет артикуляции согласных. Глотка также активно участвует в процессе. Это икание, охи, ахи, кэки и куки. Работа языком - произнесение целых слов, например: туки-туки-ти. Плюс невероятное множество дыхательных техник, таких как придыхание, усиление звука отдельными вдохами-выдохами, дрожания диафрагмы пр. Тут над целую книгу писать.
Свобода невероятная, можно создавать ритмические рисунки как на диджериду.

3) Якутский стиль - его мы часто обсуждали, и думаю, будем продолжать дальше в том же ключе, поэтому опущу описание.

4) Алтайский, казахский, киргизский, тувинский стили я объединил в одну группу, поскольку технически они пользуются очень похожими приемами. Основу игры здесь составляет создание резонансов внутри черепа, и соответственно создание мелодии за счет комбинации этих резонансов. Участвуют корень языка, гортань и кончик языка. За счет изменения положения этих составных элементов, мы создаем в пазухах различные гармоники, которые усиливаются за счет дыхания. Можно провести аналогии с "сыгытом", т.е. вытягивая трахею, и управляя потоками воздуха, играем как-бы на дудочке.

5) Восточно азиатский стиль. Напоминает алтайский, но тут активней работает диафрагма и ротовая полость. Извлекаются очень высокие гармоники и создаются интересные эффекты за счет вибрато. И конечно же, совершенно невероятные для меня, как для европейца, наигрыши. Вообще, особенности этого стиля словами описать сложно. Вот один из вариантов http://ru.youtube.com/watch?v=gsv2zvVoeWs

6) Американский style. Основной ритмический рисунок создается дыханием. Чистый кантри. Я так думаю, что большинство американских исполнителей на варгане, в основном специализируются на губных гармошках. Посему и такое восприятие варганной музыки.

7) Загретдиновский стиль. К сожалению, никого кроме Роберта из башкирских исполнителей не слышал, поэтому не берусь сказать насколько в исконно-национальном стиле он играет. И поскольку всем варганным миром он признается номером один, то наверное имеет смысл говорить о Загретдинов style. Его характеризует быстрая игра, наложеная на довольно сложные рисунки боя, и частая смена тональности. Что-то вроде гармони. Вообще, Загретдинов отдельная варганная вселенная - и описывать его стиль занятие неблагодарное, - все равно что-нибудь да упустишь.

Я привел семь основных (для себя) направлений, но понятное дело, существует их гораздо больше. Это и комбинации вышеприведенных стилей, и почти исчезнувшие стили. Есть также скандинавская традиция, в которой играют на тех же "дудочных" обуртонах, что и среднеазиаты, только у них это мрачнее и "холоднее" выходит. В общем много еще чего есть. Главное это желание и умение слушать ту, их музыку, и на основе ее самому что-то придумывать. А спорить о традициях и корнях можно вечность - лишь бы нравилось.
 
Цитата
может кто про русский стиль знает...
яндекс и гугля молчат :(

"Русский стиль" - это игра на варгане Ерошева с артикуляцией фраз "А не лепо ле бяше нам братьЯ" и т.д. :))

Qwerty, а ты сама его изобрети - учить ему будешь - прославишься :) а если серьезно, то такого и нет, наверное.
Почему? - Geraldo уже рассказал.
 
Цитата
Мы shumom, в последнее время часто играем в стиле который в шутку назвали "Богатыр-транс". Тянет нас исполнять нечто подобное... Из глубин бессознательного лезет.

http://www.realmusic.ru/songs/527158/

Ни фига себе! Макс ты ЕЩЁ и Коловрат? :))
 
ну низнаю... в тырнете читала, что русский стиль был в поволжье до начала 30х годов...
так что вот... поэтому с Geraldo не совсем согласна...
ерошевский стиль... как и его русские варганы... ну тут можно порассуждать... и поспорить...
но я говорю не только про русский стиль...
на алтае наверное тоже как-то своеобразно играют...
кстати еще в интернете читала про английский стиль, ирландский стилиль...
было бы еще почитать про американский стиль...
просто не знаю куда ткнуться, а интересно...
кстати слышала в далеком детстве как казахи на своих темир-кубызах зажигают... тоже интересно... до сих пор мурашки по телу...
так что вот... просто любознательность :)
 
Цитата
позволю себе набросать картину того, какие основные стили игры я выделяю для себя....
В общем много еще чего есть. Главное это желание и умение слушать ту, их музыку, и на основе ее самому что-то придумывать. А спорить о традициях и корнях можно вечность - лишь бы нравилось.

Макс, как нам тебя не хватало! :)
Чуть бы по раньше и некоторые форумчане сохранили нервные клетки :))
 
Цитата
Sed, если ты про меня, то я спокойная как питон после купания :)

Нет Qwerty, я про всех :)
Вот сейчас просмотрел предыдущую "тему с конфликтами" и понял, что там кроме некоторого числа ссылок и книжек - ничего конструктивного нет :(
В этой теме, только Yeti обратил внимание на твой вопрос, в то время как и я, и Geraldo - занимались "критикой источников" :(

P.S. Надо будет тему про хомусы Осипова открыть :)
 
да... было бы интересно прочитать про хомусы Осипова... да и вообще про хомусы...
Ждемс :)
 
Цитата
вот знаешь, если честно, не хочется переходить на личности, но с тобой трудно общаться...
Другое дело Sed. Тактично и корректно изложил свое мнение... А ты только понты гнешь и к словам придираешься...
По-моему самооценку скою надо другими способами поднимать...
фууууууу.....дэвочко, а такая грубая......
и труднообщуемая - 2 человека одно и то же по разному говорят, причём несколько раз = об стену горох и какие то "откровения" из Инета в аргументы.
безусловно Sed - "другое дело" :)))))))

ЗЫ "подгнил" форум. По существу вопроса - всё меньше и меньше.
Зато все с претензиями.

ЗЫ ТЕХНИЧЕСКИЙ ВОПРОС: Можно ли здесь поставить игнорирование (скрывать)сообщений от каких-либо пользователей ??
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 2)